Стадия зеркала - отражение субъективной реальности

Стадия зеркала - отражение субъективной реальности

Автор: Кудинов Кирилл

Свою небольшую статью, носящую исключительно умозрительный характер, хотел бы начать со слов Айтен Юран: «Позиция аналитика это позиция принятия страдания другого вне всякой оценки».

Для меня это звучит следующим образом - убрать себя, увидеть другого, а не пациента которого можно разложить на составные части,  загнав в определенные рамки и теоритические концепции, удобные в первую очередь для аналитика/терапевта.

В упомянутой, в конце предыдущего предложения   позиции,  видеться лишь  насилие и преобладающее желание самого терапевта, точнее контроль и собственное удовлетворение в понимании другого через призму своих критериев.

Искаженное желание аналитика, приводит к «подгонке» анализанта под определённые теоретические рамки, становясь удобным для работы, удовлетворяя личные амбиции или укрепляя определенную картину мира.

Возможно, гораздо легче понять и охарактеризовать субъект  с помощью концепций, и мы не вправе судить людей движимых собственной тревогой, могу лишь выразить свое мнение, что подобный взгляд лишь типирует и нивелирует личность, отрицая ее многогранность и уникальность.

В связи с вышеописанным, хочется выйти за рамки около «психиатрических» модальностей и обратиться к Франсуазе Дольто и ее взгляду на субъект, пронизанным уважением к субъективности человеческого бытия и уникальности каждого в отдельности.

Франсуаза Дольто мыслит субъект в его целостности или фрагментированной уникальности. Это отношение более подробно мы можем проследить благодаря «Стадии зеркала», теоритической концепции повлиявшей на понимание довербального уровня восприятия.

Взрослый и ребенок – субъект, бессознательное существо, в этом между ними можно провести знак равенства. Один не уступает другому, все есть целое.

Взгляд Франсуазы Дольто позволяет вернуться в состояние, когда мы  не мыслили четкими и общепринятыми категориями.

Ребенок становиться точкой, на которой сходятся репрезентативные системы, символизм, фантазии и условная реальность приходящая извне.

Зеркало становиться столкновением с реальностью. Ребенок видит себя сам через свою собственную репрезентативную систему- глаза, видит себя собственным взглядом, таким образом знакомясь и отождествляясь с тем незнакомцем в отражении.

До этого момента, материнская фигура «рисовала» схему его собственного тела, его телесной реальности. Воображаемый образ становиться интроектом чужого взгляда, чужого прикосновения.

В моменте встречи с собственным отражение ребенок сталкивается с образом самого себя видимого самим собой. Можно сказать, что в этой точке происходит своего рода травма столкновения с собой отраженном на поверхности зеркала, ведь до этого момента ребенок мыслил себя с помощью мыслительного аппарата своего ближнего.

При этом образ может быть предательски чужим, чужим в буквальном смысле этого слова. Встреча субъекта с собственным отражение знаменует событие - разделения, своего и чужого.

 « Я вижу себя»- момент обозначения и вхождения в индивидуальность через отделение от образа, созданного другим. Назовем  это событие - обличением лжи или обмана.  Субъект обнаруживает сам себя и оказывается, что этот отраженный образ расходиться с тем, в чем его убеждали.

Происходит контакт-знакомство с незнакомцем в отражении. Субъект вырисовывает своим взглядом собственную реальность своего же образа, свои собственные фантазии и мнения, своего самоопределения.

Парадокс в том, что нам предстоит всю оставшуюся жизнь, вновь и вновь встречаться с незнакомцем в отражении, ведь наш образ нас самих редко отражается на зеркальной поверхности.

Мы как будто никогда не забываем первый момент знакомства, когда обретаем себя в своем собственном взгляде, ведь со временем мы теряем свое отражение. Появляются концепции представления, перцепты, желание выглядеть определенным образом в глазах другого.

Но тот самый первый момент, когда субъект видит себя впервые, знаменует новую фазу развития, когда Я проявляется в отражении самого себя.

Хочется вернуться к самому началу и соединить воедино все вышеописанное. Когда аналитик рисует образ анализанта, посредством своей власти над ним, он, таким образом, лишает его возможности увидеть себя своим собственным взглядом, он забирает его отражение и подменяет его своим представлением. Более того он и сам не видит другого, он лишь формирует новый субъект, своего собственного бессознательного образа. Тем самым мы удаляемся он понимания сидящего перед нами. В свою очередь, нам необходимо очистить собственный взгляд, чтобы в нем анализант увидел собственное отражение, лишенное наших проекций.