Этический комитет
Ассоциации психоаналитиков и гипнологов «Психодинамическая школа клинического гипноза»
Ассоциации психоаналитиков и гипнологов «Психодинамическая школа клинического гипноза»
Председатель Этического комитета к.п.н., директор института Эго-Ресурс.
Член Комитета
Член Комитета
Принят Общим собранием членов АГИП, Протокол №3 «06» июня 2024 г.
Преамбула
1. Настоящий Кодекс составлен в соответствии с Законом о персональных данных №152-ФЗ, Уставом Ассоциации АГИП и руководствуясь основными принципами Этического метакодекса Европейской федерации психологических ассоциаций.
2. Основным регулирующим органом является Этический комитет АГИП.
3. Термином «Специалист» в настоящем кодексе именуется член АГИП, оказывающий услуги психотерапевтической и психологической помощи физическим и юридическим лицам.
4. Термин «Пациент» относится к лицу, которому предоставляются психологические и психотерапевтические услуги.
5. Термин «Клиент» употребляется в отношении группы физических лиц или юридическому лицу, которые добровольно согласились быть объектом психологического, психокоррекционного или психотерапевтического воздействия и которым предоставляются психологические и исследовательские услуги.
6. Сессия – период предоставления психотерапевтической или психологической услуги.
7. Сеттинг – правила проведения сессии. В правила входят: продолжительность сессии, периодичность проведения сессий, манера общения и обращения во время проведения сессии, язык общения, размер и форма оплаты.
8. Действие Этического кодекса распространяется на деятельность Специалистов осуществляемую в любой не запрещенной законом форме: очная, удаленная (посредством интернет технологий и телефонной связи).
9. Специалист в своей деятельности обязан руководствоваться требованиями настоящего кодекса.
10. Настоящий Кодекс является открытым, публичным документом, в который могут вноситься изменения и дополнения по инициативе членов АГИП и по возникшим прецедентам.
Положения
1. Этические принципы Специалиста в работе пациентом/клиентом
1.1 Принцип уважения Специалиста основан на равноправном отношении к пациентам/клиентам не зависимо от возраста, пола, национальности, профессиональной принадлежности, физических возможностей, социально-экономического статуса, религиозной принадлежности и т.п.
1.2 Специалист в профессиональном общении в отношении физических лиц, обратившихся за профессиональной помощью, употребляет термин «Пациент»
1.3 Специалист должен строго сохранять конфиденциальность информации, полученной от пациентов и клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда это необходимо для защиты жизни или безопасности пациента/клиента, или других лиц.
1.4 Информация о персональных данных пациента и клиента, о состоянии здоровья, социальном и экономическом статусе, и др. не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.5 Специалист обязуется предоставлять помощь, соответствующую своим профессиональным навыкам и компетенциям, а также использовать методы и техники, имеющие эмпирическую основу и в своей деятельности руководствуется главным принципом – «Не навреди». Помощь основывается на бережном отношении к здоровью и социальному положению пациента, клиента.
1.6 Специалист признает право пациента, клиента на принятие собственных решений и содействуют процессу развития его самоопределения и самоидентификации. Дискриминация не допускается.
1.7 Специалист должен быть честными, открытыми и интегральными в своих профессиональных отношениях и коммуникации с пациентами/клиентами и коллегами.
1.8 Специалист должен стремиться к постоянному профессиональному совершенствованию, включая получение новых знаний, тренировку и супервизию. Регулярно повышает свои компетенции в области психоанализа и гипноза.
1.9 Специалист не имеет право препятствовать пациенту/клиенту расторгнуть отношения.
1.10 Специалист обязан использовать все профессиональные навыки для оказания помощи пациенту/клиенту и предоставить оговоренную услугу с максимальным результатом.
1.11 Специалист применяет в своей деятельности только средства и методы, психодинамической психотерапии и психокоррекции. К психодинамическим методам относится: классический психоанализ (З. Фрейд), структурный психоанализ (Ж. Лакан), психоанализ объектных отношений, прикладной психоанализ, гипнопсихоанализ (АГИП).
1.12 Специалист не имеет право применять в своей деятельности методы, имеющие оккультное, религиозное и иное мистическое происхождение. А также имеет право отказать пациенту, если его запрос нереалистичен или может причинить вред самому пациенту, терапевту или обществу
1.13 Специалист обязан отказаться от практики, если его/ее психическое состояние или физическая работоспособность серьезно нарушены (прием психотропных средств, алкоголя, наркотиков, личный стресс, болезнь). В такой ситуации необходимо перенаправить своих пациентов/клиентов коллегам и обратиться за соответствующей медицинской и/или психотерапевтической помощью.
1.14 Специалист должен осознавать ограниченность метода, на основании которого он предоставляет психотерапевтическую, психологическую услугу.
1.15 Специалист не имеет право вступать в дружеские и сексуальные отношения с пациентами/клиентами.
1.16 Специалист не имеет права пользоваться зависимым положением пациента/клиента и вступать с ним в деловые отношения за пределами сеттинга.
1.17 Профессиональные отношения между специалистом и пациентом/клиентом возникают с момента первого контакта и продолжаются весь период работы и в постаналитической фазе. Этический Кодекс регулирует поведение специалистов, взаимоотношения с пациентом/клиентом во время психокоррекционной/психотерапевтической работы и в течение трех лет после её окончания.
1.18 При нарушении пациентом/клиентом сеттинга, специалист имеет право отказаться от предоставления услуги.
1.19 Во время сессии пациент/клиент имеет право открыто выражать свои мысли и эмоции. Специалист обязан изучать мысли и чувства пациента/клиента, направленные на него. Специалист не должен ограничивать пациента в выражении любых чувств с помощью неуместных интерпретаций; также неприемлемо объявлять выраженные эмоции патологическими. Специалист имеет право применять необходимые меры для предотвращения агрессивного поведения пациента и установления границ сеттинга.
1.20 Специалист, для исследования запроса пациента, может использовать диагностические сессии, чтобы понять, может ли он быть ему полезен.
1.21 Специалист не имеет право выходить за рамки своей компетентности и несет ответственность за свою работу. В случае выхода на пенсию, болезни или прекращения работы они делегируют свои функции только тем специалистам, чей профессиональный тренинг и опыт предполагает достаточную для этого компетентность.
1.22 Специалист признает и осознает в полной мере, что личные проблемы, конфликты любых обстоятельств могут мешать профессиональной деятельности. Следовательно, специалист должен воздержаться от любой деятельности, вследствие которой личные проблемы могут привести к неадекватному функционированию или причинить вред пациенту/клиенту, коллеге, студенту или участнику исследований. Если специалист участвует в такой деятельности, то, при осознании личных проблем, он обращается за компетентной профессиональной помощью, чтобы определить, следует ли ему временно или постоянно прекратить, или ограничить спектр своей профессиональной деятельности.
Эти принципы направлены на обеспечение высококачественной психолого-психотерапевтической помощи и защиты прав и интересов пациентов/клиентов, а также на поддержание хорошей репутации и профессиональной этики в психоанализе.
2. Публикации, исследования, супервизии
2.1 Клинические случаи, представляемые в супервизионном и обучающем форматах должны носить анонимный характер. Из них исключается любая информация о личности пациента/клиента и других персональных данных. Любые сведения, полученные в отношении пациента, клиента во время супервизионной работы, являются конфиденциальными. Клинические примеры, выносимые на обсуждение в супервизионной или образовательной группе, являются конфиденциальными. Все клинические примеры должны носить обезличенный характер. Обезличивается ФИО, место работы, место жительства.
2.2 Клинические случаи, представляемые в супервизионном и обучающем форматах можно анализировать с использованием теории объектных отношений. Такой подход поможет сохранить конфиденциальность, не упоминая конкретных биографических данных пациентов и обеспечить более объективное и не компрометирующее понимание проблем, с которыми сталкиваются пациенты/клиенты.
2.3 Специалист обязан ставить в известность пациента/клиента о методах психотерапевтического, психологического и исследовательского воздействия на него. Давать полную консультацию относительно своей деятельности в рамках сеттинга, устанавливаемого в отношениях с пациентом.
2.4 Видео и аудио записи сессии специалист может производить только с письменного или видео-, аудио- согласия пациента/клиента
2.5 Участие пациента/клиента в исследовательских проектах и оказании психологических и психотерапевтических услуг осуществляется на добровольной основе.
2.6 Специалист не имеет право распространять информацию рекламного характера, которая содержит недостоверную информацию, вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг, преувеличивает эффективность услуг, содержит негативную информацию о конкурентах.
2.7 Специалист руководствуется принципом уважительного отношения к своим коллегам, не допускает необоснованную критику в их адрес. Не допускается дискредитация коллег в глазах клиентов, пациентов, коллег по Ассоциации и в публичном пространстве (социальные сети, СМИ, интернет источники, образовательное пространство не зависимо от формы реализации образовательных и консультационных услуг). Дискредитация – намеренное искажение сведений, фальсификация, клевета, распространение ложной информации о профессиональной, публичной деятельности и личной жизни специалиста, клиента, пациента.
2.8 Если специалист считает, что его коллега нарушает правила настоящего кодекса и действует непрофессионально, он имеет право обратиться в Этическую комиссию по правилам, предусмотренным Положением об Этическом комитете.
2.9 При возникновении у специалиста вопросов этического характера, он обращается в Этический комитет АГИП
2.10 Нарушением Кодекса считается игнорирование настоящих принципов.
2.11 Жалоба на нарушение Кодекса может быть подана любым специалистом, пациентом, клиентом.
3. Санкции за нарушение настоящего кодекса
3.1 Нарушение Этического кодекса включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
3.2 Жалоба на нарушение Этического кодекса может быть подана в Этический комитет АГИП в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке.
3.3 В качестве санкций, применяемых к Специалисту, нарушившему Этический кодекс, могут выступать:
- предупреждение от имени АГИП
- приостановление членства в АГИП,
- исключение из числа членов АГИП с аннулированием аккредитации, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных пациентов/клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра АГИП. Информация о применяемых санкциях является общедоступной.
В случае серьезных нарушений Этического кодекса, АГИП может ходатайствовать о привлечении специалиста к суду.