Комитет по аккредитации и супервизии

Ассоциации психоаналитиков и гипнологов «Психодинамическая школа клинического гипноза»

Комитет по аккредитации и супервизии
Овчинников Николай Алексеевич
Овчинников Николай Алексеевич

Председатель Комитета по акредитации и супервизии

Чугаева Эльвира Самигулловна
Чугаева Эльвира Самигулловна

Член комитета

Савченков Александр Витальевич
Савченков Александр Витальевич

Член комитета

ПОЛОЖЕНИЕ

о Комитете по аккредитации и супервизии

Утверждено протоколом Президиума АГИП № 4 от 03.07.2020 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания и деятельности Комитета по аккредитации и супервизии (далее – Комитет) Ассоциации психоаналитиков и гипнологов «Психодинамическая школа клинического гипноза (далее – АГИП)
1.2. Комитет является профильным органом АГИП, предметной областью деятельности которого являются вопросы оценки соответствия члена АГИП квалификационным требованиям, установленным Ассоциацией и присвоения очередного статуса в установленном порядке.
1.3. Решение о создании и ликвидации Комитета принимается общим собранием членов АГИП.
1.4. Комитет считается образованным со дня принятия соответствующего решения общим собранием АГИП.
1.5. Комитет в своей деятельности руководствуется требованиями законодательства Российской Федерации, уставом АГИП, решениями органов управления АГИП, настоящим Положением, иными локальными актами АГИП.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ

2.1. Целью создания и деятельности Комитета является обеспечение эффективного выполнения функций АГИП в части реализации членами своих прав в плане профессионального роста и повышения своего статуса специалиста (Приложения).
2.2. Аккредитация — процедура, посредством которой АГИП официально признает правомочие члена заниматься деятельностью, соответствующей полученного статуса и решает следующие задачи:
2.2.1. обеспечение доверия к аккредитованным специалистам и результатам их деятельности;
2.2.2. повышение профессиональной компетенции члена АГИП и улучшение качества его работы;
2.2.3. обеспечение конкурентоспособности специалиста и признание его труда на рынке помогающих услуг;
2.2.4. защита интересов потребителей в вопросах безопасности и качества услуг.
2.3. Супервизия – формат профессиональной подготовки специалистов, предусматривающий анализ работы специалиста при проведении психоанализа или гипнопсихоанализа более опытным коллегой
2.4. Комитет для решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
2.4.1. подготовка и представление рекомендаций (предложений, заключений) АГИП по вопросам профессиональной деятельности членов и их профессионального роста;
2.4.2. предварительное рассмотрение и экспертиза документов, подготовка заключений Президиуму по вопросам аккредитации членов АГИП;
2.4.3. включение супервизионной практики в состав работы АГИП в рамках создания системы профессионального развития членов вместе с направлениями аккредитации членов АГИП;
2.4.4. подготовка профессиональных супервизоров в индивидуальном и групповом формате;
2.4.5. рассмотрение поступивших в АГИП и относящихся к предметной области деятельности Комитета обращений, запросов от членов АГИП;
2.4.6. подготовка предложений для рассмотрения соответствующими органами управления АГИП по вопросам предметной области деятельности Комитета;
2.4.7. иные функции по поручению Президента, Президиума, относящиеся к предметной области деятельности Комитета.
2.5. Решения, принимаемые Комитетом при предварительном рассмотрении вопросов, включенных в его компетенцию, носят рекомендательный характер и выносятся на рассмотрение Президиума АГИП.
2.6. Комитет при осуществлении своей деятельности вправе создавать из числа членов Комитета постоянные и временные рабочие группы (подкомитеты) в области предметной деятельности Комитета; получать необходимую для работы информацию от других органов и от работников АГИП.

3. СОСТАВ КОМИТЕТА

3.1. Количественный состав Комитета утверждается настоящим Положением.
3.2. В состав Комитета входят:
3.2.1. Председатель Комитета;
3.2.2. Заместитель Председателя Комитета;
3.2.3. члены Комитета;
3.2.4. постоянно действующий исполнительный орган Комитет формируется из Председателя, Заместителя председателя, плюс один член АГИП, назначенный Председателем
3.3. Председатель Комитета избирается Общим собранием АГИП из числа членов АГИП;
3.4. Заместитель Председателя Комитета назначается Председателем Комитета из числа членов Комитета;
3.4. Членами Комитета могут быть:
3.4.1. члены АГИП;
3.4.2. другие лица по рекомендации членов Президиума, обладающие квалификацией и опытом работы в предметной области деятельности Комитета;
3.4.3. Заместитель председателя и члены Комитета назначаются Председателем и выполняют свои функции на добровольной, безвозмездной основе
3.5. Срок полномочий Председателя, Заместителя Председателя и членов Комитета может быть досрочно прекращен:
3.5.1. на основании личного заявления;
3.5.2. в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей;
3.5.3. в случае прекращения членства в АГИП.
3.6. Решение о досрочном прекращении полномочий Председателя, принимается Президиумом или Общим собранием АГИП.
3.7. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Комитета, его функции временно исполняет Президент АГИП до созыва Общего собрания.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ

4.1. Члены Комитета имеют право:
4.1.1. голосовать при принятии решений на заседаниях Комитета;
4.1.2. вносить вопросы для обсуждения на заседании Комитета;
4.1.3. высказывать свою точку зрения по вопросам, рассматриваемым Комитетом.
4.2. Члены Комитета обязаны:
4.2.1. регулярно участвовать в заседаниях Комитета. Если член Комитета не может в силу каких — либо причин присутствовать на заседании (участвовать в заочном голосовании), он должен сообщить об этом Председателю Комитета. Члены Комитета не вправе делегировать свои полномочия иным лицам, в том числе на основании доверенности;
4.2.2. выполнять в установленные сроки поручения, возложенные на них решениями Комитета и относящиеся к деятельности Комитета;
4.2.3. обеспечивать соблюдение режима конфиденциальности в отношении документов и сведений, отнесенных законодательством РФ и локальными актами АГИП к информации ограниченного доступа.
4.3. Если член Комитета отсутствует (не принимает участие) без уважительных причин более чем на трех заседаниях подряд, или более чем на 50 % от общего количества проведенных в течение года заседаний, то Комитет большинством голосов может принять решение об исключении данного члена из состава Комитета.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

5.1. Деятельность Комитета организует его Председатель.
5.2. Председатель Комитета:
5.2.1. организует и руководит работой Комитета;
5.2.2. обеспечивает выполнение функций, возложенных на Комитет;
5.2.3. формирует предложения по персональным кандидатурам в состав Комитета и утверждает их распоряжением.
5.2.4. организует разработку и выполнение планов деятельности Комитета;
5.2.5. определяет дату, время и место проведения, повестку дня заседаний Комитета;
5.2.6. представляет отчеты о деятельности Комитета Президиуму;
5.2.7. принимает решения о привлечении к участию в работе Комитета в качестве экспертов юридических и физических лиц, как являющихся членами АГИП, так и не входящих в их число;
5.2.10. организует содержательное наполнение раздела сайта АГИП, посвященного деятельности Комитета.

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с планом работы Комитета, утверждаемым решением Комитета. Заседания Комитета созываются по мере необходимости.
6.2. Заседания Комитета могут проводиться с использованием видео-конференц-связи и иных телекоммуникационных средств связи, для обсуждения и принятия решений по всем вопросам повестки дня.
6.3. Заседания Комитета организует и проводит Председатель Комитета. В случае его отсутствия заседание Комитета проводит Заместитель Председателя Комитета или один из членов Комитета (председательствующий), избранный большинством голосов членов Комитета, принимающих участие в заседании.
6.4. Заседание Комитета проводится, если на нем присутствуют более половины его членов. Если на заседании нет кворума, Председатель (председательствующий) принимает решение о роспуске заседания.
6.5. Решение на заседаниях принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании (участвующих в голосовании) членов Комитета.
6.5.1. При равном количестве голосов голос Председателя (председательствующего) является решающим.
6.5.2. В случае, если на заседание Комитета выносится прецедент с участием Председателя или Заместителя председателя, они лишаются права голоса при принятии решения.
6.5.3. В случае, если на заседание Комитета выносится прецедент с участием Председателя Комитета, заседание проводится с обязательным участием Президента АГИП, который имеет два голоса при принятии решения.
6.6. В случае отсутствия члена Комитета на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.
6.7. Член Комитета, не согласный с принятым решением, имеет право высказать свое особое мнение устно или письменно и вынести решение вопроса в Президиум АГИП. В протоколе делается отметка об этом (при письменном оформлении особого мнения) или излагается его суть (если особое мнение было изложено в устной форме). Особое мнение, оформленное письменно, приобщается к протоколу заседания.

7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

7.1. Председатель Комитета, Заместитель Председателя Комитета, члены Комитета, а также иные лица, привлекаемые к работе Комитета, обязуются сохранять конфиденциальность информации, полученной в ходе исполнения своих полномочий и выполнения поручений, и принимать все возможные меры, чтобы предохранить полученную информацию от разглашения. До начала осуществления полномочий указанные лица подписывают обязательство о соблюдении режима конфиденциальности по форме, предусмотренной локальными актами АГИП.

8. ДОКУМЕНТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ

8.1. Решения Комитета оформляются протоколом, который подписывает Председатель Комитета либо лицо, председательствовавшее на заседании Комитета, и Секретарь заседания.
8.2. Протоколы заседаний Комитета нумеруются последовательно в порядке возрастания номеров, начиная с номера 1.
8.3 Протоколы, а также документы, которые разрабатываются Комитетом, оформляются в письменном виде и передаются на хранение в АГИП.
8.4. Любой член АГИП может ознакомиться с протоколами, решениями и иными документами, разработанными Комитетом, в объеме, определяемом с учетом требований законодательства РФ и локальных актов АГИП об обеспечении конфиденциальности информации ограниченного доступа.
8.6. Комитет ежегодно не позднее 10 декабря текущего года представляет отчет о своей деятельности Президиуму АГИП.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Изменения и дополнения к настоящему Положению подготавливаются Председателем Комитета по результатам обсуждения с членами Комитета.
9.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение относится к компетенции Президиума АГИП

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТРИ УРОВНЯ АККРЕДИТАЦИИ

ТРЕБОВАНИЯ К АККРЕДИТАЦИИ И ПОЛУЧЕНИЮ СТАТУСА АККРЕДИТОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА AHYP

Получение статуса «Рекомендованный специалист»

1. Минимальные требования для получения статуса

1.1. Членство в АГИП;
1.2. Наличие образования, предусмотренного стандартом АГИП, полученного в результате прохождения обучения в Ассоциации, ОАНО ДПО «ЧИП» или иных учебных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию, с обязательным преподаванием психоаналитических дисциплин в объеме не менее 260 академических часов (программа переподготовки);
1.3. Личный тренинг (тренинговый психоаналитик, гипнопсихоаналитик утверждается комитетом по аккредитации):
1.3.1. прохождение личного психоанализа не менее 150 часов (непрерывно) не реже одного раза в неделю у тренингового специалиста со статусом не ниже – «Рекомендованный специалист»;
1.3.2. из них личный гипнопсихоанализ не менее 10 часов (обязательно для гипнопсихоаналитиков) у тренингового специалиста со статусом не ниже – «Рекомендованный специалист»;
1.3.3. супервизии не менее 50 часов у тренингового специалиста со статусом не ниже – «Супервизор». Из них не менее 30 часов индивидуальных и 20 часов групповых супервизий.
1.3.4. личная практика не менее 200 часов;
1.3.5. краткосрочные образовательные программы по психоанализу не менее 50 часов (подтверждаются сертификатом Челябинского института психоанализа, АГИП либо другими образовательными организациями в сфере психоанализа);
1.3.6. для гипнопсихоаналитиков дополнительно краткосрочные образовательные программы по гипнотерапии, гипнопсихоанализу не менее 25 часов.
1.4. Разбор одного клинического случая, выносимого на защиту. Пациент должен находиться в анализе не менее одного года.

2. Порядок присвоения статуса Рекомендованный специалист:

2.1. Статус присваивается Комитетом по аккредитации и супервизии, с утверждением Президиумом АГИП.
2.2. Документы, предоставляемые специалистом, претендующим на получение статуса Рекомендованный специалист:
2.2.1. Заявление кандидата на присвоение статуса;
2.2.2. Таблица учета часов подготовки (подтверждается копиями документов).

3. Рекомендованному специалисту выдается Свидетельство «Рекомендованный специалист», утвержденного АГИП образца.

4. Данные специалиста вносятся в реестр Рекомендованных специалистов АГИП и публикуются на официальном сайте.

5. Дополнительные требования для получения аккредитационного статуса «Рекомендованный специалист» необходимо:

- обучение по образовательной программе «Практический курс по клиническому психоанализу», в объёме 24 ак. часа, автор Савченков А.В.

- участие в супервизионной группе в объёме 50 часов.

Получение статуса «Супервизор» AHYP

1. Минимальные требования для получения статуса

1.1. Наличие аккредитации «Рекомендованный специалист»;
1.2. Личный тренинг (дополнительно):
1.2.1. не менее 100 часов (в совокупности 250) личного психоанализа (непрерывно) не реже одного раза в неделю у тренингового специалиста со статусом не ниже – «Рекомендованный специалист»;
1.2.2. не менее 50 часов супервизии (в совокупности 100) у тренингового специалиста со статусом не ниже –  "Супервизор","Docent"; По совокупности с предыдущими супервизиями должно быть 100 часов из которых не менее 50 часов индивидуальных и 50 часов групповых супервизий.
1.2.3. краткосрочные образовательные программы по психоанализу не менее 200 часов (в совокупности 250) (подтверждаются сертификатом Челябинского института психоанализа, АГИП либо другими образовательными организациями в сфере психоанализа);
1.2.4. личная практика не менее 300 часов (в совокупности 500);
1.2.5. краткосрочные образовательные программы по гипнотерапии, гипнопсихоанализу не менее 25 часов (в совокупности 50) (подтверждаются сертификатом Челябинского института психоанализа, АГИП).
1. 3. Обучение супервизии не менее 12 часов по программе АГИП.
1.4. Рекомендация члена Ассоциации с профессиональным статусом «Супервизор AHYP».

1.5. Разбор одного клинического случая, выносимого на защиту. Пациент должен находиться в анализе не менее двух лет.

2. Описание статуса:

2.1. Супервизор имеет право проводить (и документально подтверждать часы) индивидуальную и групповую супервизию, участвовать, проводить и организовывать супервизионные группы, участвовать в проведении специальной программы подготовки супервизоров.
2.2. Статус Супервизора предполагает возможность проведения супервизии индивидуального консультирования или психотерапии, терапии или консультирования в группе, оценку навыков студентов в процессе обучения и профессионального тренинга, а также проведение супервизии для Супервизоров, аккредитованных АГИП.

3. Порядок присвоения статуса Супервизора:

3.1. Статус присваивается Комитетом по аккредитации и супервизии, с утверждением Президиумом АГИП.
3.2. Документы, предоставляемые специалистом, претендующим на получение статуса Супервизора:
3.2.1. Заявление кандидата на присвоение статуса;
3.2.2. Таблица учета часов подготовки (подтверждается копиями документов).
4. Супервизору выдается Свидетельство «Супервизора», утвержденного АГИП образца.
5. Данные специалиста вносятся в реестр Супервизоров АГИП и публикуются на официальном сайте.

Получение статуса «Docent» AHYP

1. Минимальные требования для получения статуса

1.1. Наличие аккредитации «Супервизор AHYP»;
1.2. Личный тренинг (дополнительно):
1.2.1. не менее 350 часов (в совокупности 650) краткосрочных образовательных программ по психоанализу (подтверждаются сертификатом Челябинского института психоанализа, АГИП либо другими образовательными организациями в сфере психоанализа);
1.2.2. не менее 25 (в совокупности 75) часов образовательных программ по гипнотерапии, гипнопсихоанализу.

1.2.3. личная практика не менее 300 часов (в савокупности 1000)
2. Разработка и защита учебной краткосрочной программы по психоанализу или гипнотерапии не менее 12 ак. часов. Защита диссертации PhD.

 

МОДЕЛЬ СУПЕРВИЗИИ

Супервизия – психоаналитический формат исследования коммуникации аналитик-анализант, находящейся за пределами коммуникаций супервизора.

Термин «supervision» переводится как надзор, наблюдение, надсмотр. Супервизия, своего рода, наставничество. Супервизия решает ряд задач. Во-первых, психоанализ супервизанта. Во-вторых, выступает в качестве дидактического инструмента. В-третьих, корректирует стратегию и тактику психоаналитического исследования.

Супервизия – это инструмент помощи, а не оценки деятельности аналитика.

Супервизия индивидуальная – психоаналитический формат исследования, в котором участниками взаимодействия являются супервизор и супервизант.

Супервизия групповая – психоаналитический формат исследования, на котором присутствуют основные и помогающие участники исследования. Основные участники – супервизор и супервизант. Помогающие участники исследования – психоаналитики, гипнопсихоаналитики формирующие фокус-группу.

Роли участников супервизии:

Супервизор – специалист, подготовка которого удовлетворяет следующим требованиям:

1. Прошедший соответствующую теоретическую подготовку:
– образование в области психоанализа и гипнопсихоанализа, в т.ч. тренинговую (личный анализ, супервизии);
– повышение квалификации «Супервизор AHYP»

2. Имеющий продолжительный опыт работы психоаналитиком или гипнопсихоаналитиком

3. Имеющий компетенции, соответствующие супервизорской деятельности:
– знания и навыки в построении исследовательского альянса: аналитик-анализант;
– способность проводить психоаналитическую диагностику;
– устойчивую способность производить операций генерализации, аппроксимации и обобщения в отношении клинического психоаналитического исследования с теорией психоанализа З. Фрейда;
– способность анализировать феномены, появляющиеся внутри фокус-группы во время групповой супервизии;
– способность узнавать феномены сопротивления, выраженные в демонстрации защит анализантом;
– способность анализировать феномены переноса и контрпереноса;
– умение своевременно применять интервенции, регулирующие динамику психоаналитического исследования;
– соблюдение норм этики, предусмотренных при проведении супервизии.

Супервизор осуществляет комплексную оценку работы супервизанта в отношение предоставленного им психоаналитического исследования. Обращает внимание супервизанта на детали аналитического исследования, которые выпали из аналитического поля супервизанта. Супервизор анализирует защиты, перенос и контрперенос супервизанта, анализанта и собственные.

Супервизор, по запросу супервизанта, дает рекомендации относительно построения стратегии и тактики психоаналитического исследования.

Супервизант – специалист, предоставивший для анализа супервизором результатов психоаналитического или гипнопсихоаналитического исследования коммуникации аналитик-анализант.

Фокус-группа – специалисты, имеющие опыт клинического или прикладного психоаналитического исследования, ведущие частную практику в области психоанализа или гипнопсихоанализа. Роль фокус-группы заключается в более широком исследовании объекта анализа. Участники фокус-группы представляют альтернативные точки зрения на аналитический процесс (объект) в отношении которого проводится супервизия.

Фазы супервизии

1. Доклад супервизанта. Продолжительность 15 мин.

Структура доклада:
– определение запроса анализанта;
– анамнез (в т.ч. отношения с матерью, с отцом, сиблингами, другими родственниками);
– отношение пациента к психоанализу, гипнопсихоанализу;
– мотивация на психоанализ, гипнопсихоанализу;
– на сколько часов анализа заключён контракт;
– частота и продолжительность сессий;
– сколько часов анализа пройдено на момент супервизии;
– уровень нейропсихологического барьера (гипнабельности);
– анализ переноса, контрпереноса и сопротивления как анализанта, так и собственное;
– запрос супервизанта.

2. Уточняющие вопросы супервизора и фокус-группы. Продолжительность 5 – 15 мин.

3. Анализ обсуждаемого исследования супервизором и членами фокус-группы (по очереди). Продолжительность 15 – 30 мин.

4. Обратная связь супервизанта. Продолжительность 5 – 10 мин.

Общая продолжительность супервизии:
– индивидуальная 50 мин.
– групповая 80 мин.

Особенности анализанта, на которые необходимо обратить внимание супервизору, супервизанту:

1. Самовосприятие:
– способность воспринимать себя как самостоятельную личность и критически к себе относится;
– способность к самопознанию и способность выразить это словами;
– способность говорить о своих различных чувствах

2. Саморегуляция:
– толерантность к аффектам, регуляция самооценки, способность предвидеть последствия своих поступков;
– способность управлять своими потребностями, чувствами, справляться со своим
волнением;

3. Защита (направление защиты: против внешней или против внутренней опасности; гибкость защиты):
– способность сохранять психическое равновесие при конфликтах при помощи механизмов психологической защиты;
– преобладающие психологические защиты пациента;

4. Восприятие объекта:
– дифференциация между самим собой и объектом (self и objekt), направленные на объект аффекты;
– способность различать внутреннюю и внешнюю реальность;
– способность к эмпатии;
– способность воспринимать других людей целостно и обладающими своими правами;

5. Коммуникация:
– способность устанавливать контакт с другим человеком;
– способность понимать другого;
– умение показать другому себя и способность понять его эмоциональные сигналы;

6. Привязанность:
– способность создавать в себе внутренние репрезентации другого человека;
– способность в течение длительного времени сохранять отношения;
– умение расставаться и умение подстраиваться под отношения, которые протекают неравномерно;

7. Ведущий конфликт отношений пациента.

8. Второстепенные конфликты.

Некоторые особенности проведения супервизии

Супервизия – это формат корпоративной взаимопомощи. Супервизия должна проходить в атмосфере принятия и толерантности. За супервизорской поддержкой обращаются специалисты различной профессиональной подготовки и профессионального уровня. В формате супервизии нет места оценочным суждениям в отношении результатов исследовательской деятельности супервизанта.

Супервизор должен выступать в качестве наставника, готового прийти на помощь своему коллеге. Обязанность супервизора удовлетворить запрос супервизанта. В случае профессионального затруднения, отказаться от супервизирования и направить супервизанта к более опытному супервизору.

Во время супервизии необходимо придерживаться принятой в АГИП супервизорской модели:

1. Назначение супервизора (при групповой супервизии)

2. Назначение наблюдателя (при групповой супервизии)

3. Фокус на анализанте (перенос, сопротивление)

4. Фокус на супервизанте (к/перенос, сопротивление)

5. Фокус на аналитической стратегии

6. Фокус на супервизанте (перенос, сопротивление в супервизии)

7. Фокус на супервизоре (к/перенос, сопротивление)